Атырау, 14 мая 23:15
 будет пасмурноВ Атырау +14
$ 440.92
€ 475.36
₽ 4.82

Блеск и неустроенность «Болашака»

9 168 просмотров

Проблема трудоустройства выпускников, обучившихся за рубежом по президентской программе «Болашак», сегодня активно обсуждается в высших эшелонах власти. Мажилисмены выражают сомнения, стоит ли овчинка выделки. Деньги государство на эту программу тратит большие, а отучившаяся за границей молодежь не может найти работу на Родине. Заметим, что это не первая волна критики. Ранее программу критиковали за то, что «болашаковцы» остаются на ПМЖ за рубежом, а дома отечественным предприятиям предпочитают транснациональные компании.

На начало 2011 года через программу «Болашак» от Атырауской области прошли 27 человек (плюс 5 учатся в данное время). Молодёжь обучалась в престижных вузах России, Китая, Великобритании и США, причём по рейтинговым специальностям: инженеры нефти и газа, экономисты, маркетинговые специалисты и др.

На сегодняшний день 9 из них работают в компаниях «ТШО», «Акер Солюшнз», «Аджип ККО», «Шлюмберже» и др., 3 проживают за пределами нашей области. Еще 8, по словам заместителя начальника областного управления занятости и социальных программ Гульмиры ШАКИРОВОЙ, которая связывалась с ними по телефону, заявили, что не нуждаются в помощи для трудоустройства. Остальные 7 признались, что не смогли найти подходящую работу и прислали в управление занятости свои резюме.

– Я беседовала с каждым из них. Образованные, воспитанные, они умеют произвести хорошее впечатление. Не случайно на Западе проводят психологические тренинги, – говорит Г. Шакирова. – А потом, они уверены в себе, с высокими амбициями. Но я бы не согласилась с утверждением, что все они непременно хотят сразу стать руководителями – нет, они просто нацелены на работу по своей специальности и с достойной зарплатой. А на сегодняшний день, увы, таких вакансий для них нет. Лет пять назад, они были бы нарасхват с таким образованием и знанием английского. А теперь рынок перенасыщен, ведь сегодня обучение за границей стало доступным многим. Кроме того, работодатели предпочитают брать на работу специалистов с опытом работы, а у болашаковцев его нет. А работа переводчиком и другие предложения с зарплатой 40 000 тенге – это не их уровень.

ПЯТЬ ОТВЕТОВ НА ПЯТЬДЕСЯТ ЗАПРОСОВ

По признанию самих ребят, они думали, что по возвращении им будет нетрудно найти хорошую работу. И были сильно разочарованы, когда поняли, что работодателям, в сущности, наплевать на их «болашаковское» образование.

Адилбек МУРСАЛИЕВ закончил в июне 2010 года Манчестерский университет (Англия) по специальности инженер-нефтяник. Там он учился три года. По словам Адилбека, по приезде он сразу начал искать работу – в отличие, кстати, от некоторых казахстанских болашаковцев, которые вначале устраивают себе «продолжительный отдых». Из 50 компаний, в которые Адилбек направил свои резюме, ответили лишь пять. И ни одна не предложила работу по специальности.

– На собеседовании в «Уорли Парсонс» я сразу предупредил, что не проектировщик, но мне задавали вопросы по проектированию. Разумеется, я им не подошёл. С такими же проблемами сталкиваются мои друзья, учившиеся вместе со мной. Один после долгих поисков, наконец, устроился в «Шлюмберже», а другой вынужден сегодня работать не по специальности. Ну и мне, наконец, улыбнулась удача, я устраиваюсь в компанию «Аджип ККО».

– Проблемы с работой возникают не только у тех, кто обучился по программе «Болашак», но и у выпускников казахстанских вузов. В Англии вы общались со студентами – как местными, так и из других стран. А как у них с трудоустройством?

– Там вопрос с трудоустройством выпускников решается на государственном уровне. Уже на первом-втором курсах студенты проходят стажировку на профильных предприятиях, где знакомятся с производством. У нас же этим вопросом – стажировкой и последующим трудоустройством инженеров-нефтяников – должен заниматься КазМунайГаз. На деле я столкнулся с тем, что не смог направить туда свое резюме: на их сайте нет соответствующей информации. Тогда как на сайтах «Аджип ККО» и других компаний указаны контакты для связи. А мой друг напрямую направился в офис «КМГ» в Астане, но его даже не впустили в здание.

ГДЕ ВЫПУСКНИК ВОЗЬМЁТ «ОПЫТ РАБОТЫ»?

С аналогичными проблемами столкнулась выпускница магистратуры университета Ньюкасла (Англия) Жайна БЕКЕНОВА из Кульсары. Девушка приехала в сентябре, а спустя месяц начала поиск работы. Разослала резюме во все известные в Атырауской области компании, а также вместе с другими болашаковцами посетила региональную выставку «Нефть, Газ и Инфраструктура» в г. Актау.

– На выставке мы встретились с представителями крупных нефтяных компаний – «Shell», «NCOC», «FMC Technologies», «Technip» и др. Большинство из них заинтересовалось нашим образованием, но их также интересовал и опыт работы. А откуда он у новоиспеченных выпускников? И моему знакомому, например, по этой причине отказали в работе – работодатель сделал выбор в пользу кандидатки с опытом работы, хотя у парня блестящее образование и большие способности, – говорит Жайна. – Поэтому я думаю, что в компаниях должна функционировать отдельная программа для выпускников, которая будет с одной стороны обучать, а с другой – предоставлять практические навыки. Такая программа предусмотрена, к примеру, в Аджип ККО, Petrom (Румыния). Надо ещё отметить, что магистранты-болашаковцы, как правило, люди в возрасте 21-23 лет, закончившие казахстанский вуз, а затем сразу выехавшие учиться за границу, тогда как за рубежом в магистранты идут представители более взрослого поколения, уже имеющие немалый опыт работы. Например, в магистратуре с нами учились местные студенты 27-28 лет. Для них, кстати, плата за обучение, в три раза меньше, чем для иностранных граждан.

А как сложилось у тебя?

–Наверное, помогло то, что у меня очень актуальная для нашего региона специальность –проектирование морских нефтегазовых сооружений. В ноябре меня пригласили на собеседование в компанию «Акер Солюшнз», а в декабре приняли на работу техническим ассистентом. На следующую вахту я поеду уже на позицию инженера.

О зарплатных ожиданиях болашаковцев: все они претендуют на зарплату от тысячи долларов, но, по их собственным словам, дело не столько в деньгах, которые можно получать и на непрофильной работе. Главное – трудоустроиться по специальности и иметь возможность карьерного роста. По словам Г. Шакировой, именно поэтому болашаковцы терпеливо ждут предложений от солидных компаний, гарантирующих вышеназванные условия.

– К весне будут открываться новые проекты, и я думаю, что мы сможем всех трудоустроить, – говорит Г. Шакирова. А перед выходом статьи стало известно, что из 7 атырауских болашаковцев ещё трое устроились на работу по специальности.

300 НЕУСТРОЕННЫХ И «ФАКТОР РЕАДАПТАЦИИ»

Если обучение по президентской программе, как выяснилось, не гарантия успешного трудоустройства, то деньги на эти цели государство тратит вполне реальные. Так, курс обучения в магистратуре британского вуза, по словам выпускников, составляет 13 000 фунтов (более 3,25 млн тенге). А ежемесячная стипендия доходит до 300 000 тенге. Между тем, как ранее заявлял президент Центра международных программ «Болашак» Саясат НУРБЕК, около 300 студентов-выпускников не смогли найти работу у себя на родине, несмотря на блестящее образование, полученное за рубежом. По его словам, большинство молодых людей находят работу только через 5-6 месяцев после своего возвращения. Этот феномен Нурбек назвал «фактором реадаптации» студентов.

Всего, по данным Центра, на 1 января 2011 года, по государственной программе образования за рубежом было обучено более 3 тысяч казахстанских студентов. Большая часть из них работает в национальных холдингах и частных бизнес-структурах.

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

17 февраля 2011, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz