Атырау, 24 апреля 16:06
 ясноВ Атырау +19
$ 444.32
€ 473.33
₽ 4.76

«Надо бы проверить ваши острова»

10 091 просмотр

За считанные месяцы до начала нефтедобычи на Кашагане о рисках, связанных с этим грандиозным проектом, вслух заявили известные политики и общественные деятели России и Азербайджана. 4 декабря на пресс-конференции в Москве по итогам международного конкурса, организованного российским Фондом содействия сохранению Каспийского моря (Save Caspian Sea Foundation), участники так и не смогли ответить на главный вопрос: Каспий – море дружбы или раздора?

«О КАШАГАНЕ ЗНАЛИ ЕЩЁ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ»

В конкурсе участвовали журналисты 5 прикаспийских государств, победителями от Казахстана были признаны ваша покорная слуга и собственный корреспондент республиканской газеты «Караван» Светлана НОВАК. Кроме того, почётные грамоты за большой личный вклад в охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности были вручены эксперту фонда, руководителю атырауского НПО «Каспий Табигаты» Махамбету ХАКИМОВУ и руководителю научного центра «Каспий», профессору Бакинского госуниверситета Чингизу ИСМАИЛОВУ. Надо отметить, что сегодня российские и казахстанские политики озвучивают вещи, о которых эти и другие экологи говорили ещё 10 лет назад.

По некоторым данным, доказанные ресурсы нефти в Каспийском море составляют около 10 миллиардов тонн, общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18-20 миллиардов тонн. Между тем до сих пор не решены некоторые аспекты правового статуса этого уникального водоёма. Россия продолжает настаивать на том, что безопасность на Каспии и гарантии нейтральности моря могут быть соблюдены только при условии доминирования в нём российского военно-морского флота. Наш северный сосед неоднократно заявлял, что готов взять на себя ответственность за общекаспийскую безопасность. А на самой пресс-конференции бывший министр топлива и энергетики России, экс-спецпредставитель РФ по Каспийскому морю Виктор КАЛЮЖНЫЙ (на снимке) выразил обеспокоенность «усилением военно-морских сил ряда прикаспийских государств» (очевидно, не имея в виду Россию).Затем он напомнил о заповедном статусе Северного Каспия как зоны нагула рыбы осетровых пород:

– О том, что в этом районе существует хорошее месторождение нефти и газа, знали ещё в советское время. Но из-за уникальности этого сектора моря и отсутствия передовых технологий в то время отказались от его разработки. Выход Казахстана на добычу нефти здесь нас беспокоит из-за серьёзной опасности сероводорода, его содержание очень высоко на этом месторождении, и он губительно влияет на экологию. Гибель лебедей и тюленей подтверждает это. Но настоящая причина отравления по сей день завуалирована.

По мнению Калюжного, нужно принять дополнительные поправки к Тегеранской рамочной конвенции 2003 года и протоколу к ней от 2011 года, ужесточающие экологическую ответственность. Он также сообщил о предстоящей в январе-феврале будущего года конференции «Настоящее и будущее Каспия» в Иране. Кроме того, по его словам, Тегеран берёт на себя инициативу собрать по этому вопросу внеочередную встречу глав прикаспийских государств для обсуждения юридического статуса моря.

МОРЕ РЕАЛЬНОЕ И БУМАЖНОЕ

Занятно, что экс-нефтяник Калюжный с некоторым раздражением отнёсся к предложению одного из российских экспертов принять в России закон, идентичный американскому, предусматривающий материальную ответственность нефтяных компаний за экологические аварии. Он напомнил, что катастрофа в Мексиканском заливе обошлась BP в $ 40 млрд, которые в случае подобной катастрофы не потянет ни одна из компаний, работающих сегодня на морских месторождениях.

– Я считаю, когда человек приходит на новое место и не знает, что делать, то начинает с реорганизации. Поэтому, все сегодня ударились в договоры, соглашения. Я попросил правовой отдел МИДа проанализировать отдельно российские и казахстанские законы, а также совместные договоры. Так вот, все они полностью соответствуют международным нормам, не к чему придраться, они идеальны. Но проблема в том, что они не работают. Осетру этими бумагами не поможешь!

Кроме того, Калюжный усомнился в технологиях и материалах, применявшихся при строительстве искусственных островов на Кашагане:

– Там всего 4 метра глубины и 15 см ила, по которому ходит осётр. Я бы ещё раз детально проверил основание этих островов, там есть за что зацепиться.

Уже в конце выступления он вспомнил о политкорректности и заявил, что не имеет целью остановить разработку месторождения. Мол, сегодня есть новые технологии, в частности, горизонтальное бурение, позволяющее добывать нефть, «не касаясь каспийской воды».

ГЛЯДЯ ИЗ ЛОНДОНА

Руководитель атырауского НПО «Каспий Табигаты» Махамбет Хакимов, являющийся экспертом Фонда содействия сохранению Каспийского моря и безуспешно предлагавший некогда создать такой же в Казахстане, посетовал на избирательность экологической деятельности знаменитой международной организации «Гринпис». По его словам, кроме заверений в вечной дружбе от московских представителей организации он ничего не дождался.

Другой эксперт фонда, опальный казахстанский политик Серикжан МАМБЕТАЛИН поделился, что его зарубежные друзья (он живёт в Лондоне. – Л. С.) недоумевают, как можно добывать нефть в заповедной зоне:

– Мы сегодня наблюдаем, как у власти краткосрочные интересы превалируют над долгосрочными. 90% мировых осетровых находится в Каспии, и при добыче в открытом море их судьба практически предрешена.

О двойных стандартах западных компаний резко высказался российский общественный деятель Гейдар ДЖЕМАЛЬ.

У себя дома они все соблюдают законы, используют продвинутые «зелёные» технологии, а в странах постсоветского пространства почему-то забывают об этом. Работают по принципам неоколониализма. И больше всего боятся, что правду об их грязной деятельности узнает мировая общественность. Если там узнают, у них будут серьёзные проблемы. Вот и сейчас они не хотят вкладывать деньги в новые технологии. Им проще насыпать под острова известняк, который растворится и покроет коркой дно, и осетры не смогут питаться.

«ГАЗ ПОЙМАТЬ НЕВОЗМОЖНО»

По окончании пресс-конференции я задала несколько вопросов В. Калюжному.

– Вы говорили о фактах отравления животного мира сероводородом. Откуда была утечка?

– Была утечка сероводорода с Тенгиза, где-то в середине 2000-х. Но расследование спустили на тормозах. Я долго работал в нефтяной промышленности, в том числе в Сибири, где было много нефтяных разливов. Хочу подчеркнуть, что главная опасность для рыбы исходит не от нефтяных разливов, а именно от сероводорода. Нефть ещё можно собрать, но газ поймать невозможно.

В казахстанском инете бурно обсуждаются воспоминания депутата мажилиса Куаныша СУЛТАНОВА о том, что на одной из встреч глав прикаспийских государств тогдашний президент РФ Борис ЕЛЬЦИН предложил Нурсултану НАЗАРБАЕВУ отдать Кашаган России. Сегодня на пресс-конференции активно звучала критика в адрес проекта. Невольно возникает вопрос: актуальна ли сегодня тема участия России в Кашаганском проекте?

– Нет, Россия с самого начала не проявляла интереса к Кашагану. Знаю, была борьба за Курмангазы, за Кашаган – нет. Казахстан изначально был настроен на западные компании. Проект очень сложный, поэтому Россия и не стала выступать в роли конкурента.

Дополнительную живинку внёс в конце пресс-конференции гламурный российский художник Никас САФРОНОВ (на снимке), подаривший фонду свою картину. Он заявил, что к благому делу спасения Каспия должны приложить руку и другие звезды шоу-бизнеса.

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

Фото автора

10 декабря 2012, 15:56

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz